музей истории мироздания РАЗДЕЛЫ



Логин:  Пароль: 

НОВОЕ НА САЙТЕ


 

В 21 веке должно быть что-то новое!

Музей истории мироздания

Аравийские зарисовки. Часть 2

Часть 1

В.П. Белобров

ЧАСТЬ II

ДРУГИЕ СТРАСТИ

ДОРОГА ДЛИНОЮ В НОЧЬ

Прошло ровно 9 месяцев и от АК поступило новое предложение на поездку за метеоритами. Вероятно, к этому времени они нападали в достаточном количестве, чтобы обеспечить работой аж четыре экипажа, т.е. 8 пар глаз! Отказываться было не резон, тяжелый високосный год закачивался, плечевые суставы болели и возможность пожариться на оманском солнце представлялась не просто желательной, а необходимой. Поездка планировалась на две недели. Наш сработанный и опытный (по возрасту) экипаж такой расклад полностью устраивал. Меня тревожило только одно обстоятельство - количественный состав экспедиции. Сомнений в том, что накладки неизбежны, почти не оставалось. Так оно и случилось. Две недели обернулись тремя, а поездка была насыщена всякого рода приключениями и страстями, перед которыми марсианские страсти февраля меркли не загоревшись, как не долетевшие до Земли метеориты. Все началось еще в Москве.

Решили ехать в Шереметьево загодя в 8 утра общественным транспортом. Однако собрать 6 человек с багажом в одном месте и на перекладных без проблем и во время доставить в аэропорт невозможно, как ни крути. Пропустив несколько, как всегда забитых по утрам пассажирами автобусов и троллейбусов, мы еле-еле втиснулись с вещами в очередной транспорт, потеряв при этом минут 30. Затем, разминувшись в метро "Новогиреево", и проискав друг друга еще минут 30, мы к общей радости благополучно стыковались на "Речном вокзале" (вот что значит практика использования GPS!). Безрезультатно, как когда-то в совковое время, прождали общественный транспорт в аэропорт до момента "Х" в минус первой степени, после которого можно было и не ехать в аэропорт - все равно опоздали бы на рейс. Выручила "Газель". Видя наши муки, она сама предложилась и без проволочек, несмотря на пробки, вовремя доставила нас по назначению. У меня отлегло ото всех органов сразу, но немедленно возникло предчувствие, что и дальше все пойдет именно так. Как в воду глядел!

В аэропорту Дубаи, который по протяженности и габаритам уступает единицам во всем мире, мы, после того как все наши туристы с самолета разъехались по отелям, просидели на рюкзаках еще около полутора часов. Уже стемнело, когда водитель-оманец наконец-то нашел нас у дверей терминала.

Несмотря на незапланированную потерю времени в аэропорту мы лихо поужинали и ринулись в путь к границе Омана и далее в столицу страны Маскат. Визы на въезд у нас не было. Получить ее в Москве не удалось. После праздника "рамадан" посольство Омана в Москве разговелось настолько, что целую неделю практически не функционировало. Вероятно, посольства всех стран в России решили наиболее рационально использовать наши традиции и менталитет. Российский принцип гулять, так гулять, был бы повод, применяется и к своим собственным праздникам, но по нашей программе. Так сказать двойной стандарт, с двойным комфортом.

Наш босс Дима заверил, что проблему виз решим на месте. Никого это не удивило. Привыкли, что все вопросы Дима решает просто, поскольку смотрит на противника через очки, которые время от времени по мере надобности, то розовые, то зеленые, а то и вовсе темные, что четко улавливает противная сторона и идет на всевозможные уступки. В переговорах - Дима вне конкуренции.

В 23 часа по местному времени мы были на границе ОАЭ с Оманом, и почему-то не поставив в паспорта штамп на выезд из ОАЭ (непростительная ошибка!), сразу ринулись в руки к пограничникам Омана. Такая дерзость не прощается! Во-первых, мы забыли, что собой представляет граница между дружественными нефтяными государствами-магнатами. Это нейтральная полоса-шоссе длиной в 10 км, где можно спокойно не только спрятаться, но и неплохо пожить, так как есть все удобства: АЗС, магазин, ресторан и т.д. Во-вторых, не учли, что принцип дружба - дружбой, а граница врозь, действует везде, где правят уважающие себя люди. Наконец, в-третьих, мы потеряли много времени, а наступающая глухая ночь не сулила ничего хорошего, принимая в расчет все ранее сказанное.

Первая попытка прорваться через границу Омана закончилась плачевно. Нам дали понять, что без отметки в паспорте о выезде из ОАЭ нечего и говорить. Надо возвращаться и ставить штампы. Простота, с которой мы доехали до границы с Оманом, оказалась далеко не простой для возврата в ОАЭ. Нам дали какую-то бумажку для пересечения границы в сторону ОАЭ, ее отобрали на шлагбауме и, в результате, прокатав туда - сюда 20 км, мы приехали к исходной точке - пограничному пункту ОАЭ, который неблагоразумно миновали.

Чиновники ОАЭ правильно поняли нашу глупость и в наказание, а может быть больше в назидание, отправили нас на границу с Оманом с тем, чтобы мы привезли от их коллег разрешение на въезд нам в Оман. Вот это номер! Едем, получаем разрешение и, возвращаясь к эмиратским пограничникам, снова попадаем на шлагбаум, где отдавали записочку. На сей раз у нас записочки нет, на шлагбауме тоже никого нет (ночь все-таки). Шлагбаум при этом открыт и мы, не долго думая, едем дальше. Через 3 км нас догоняет военная полиция и отбирает паспорта за нелегальный и нахальный выезд из страны, в которую мы и не заезжали! Дима с водителем на двух языках убедили не дремлющее око в белом балдахине, что мы по этой нейтральной полосе будем сегодня ездить туда - сюда еще много раз и беспокоиться собственно не о чем, все равно мы к вам вернемся. Убедили. Нам вернули паспорта и, проехав еще 20 км, мы снова вернулись на границу ОАЭ.

Ночь была теплая, спать вроде бы и не хотелось, а приключения, как весомый довесок ко всему происходящему, сами собой разгоняли сон. Штампы по записочке нам наконец-то поставили, тем самым лояльно выдворив из эмиратов. В третий раз (!) мы поехали по нейтральной полосе в сторону оманской границы. Полоса как полоса, но уж больно широкая. Мы проездили по ней не менее 2-х часов, пока не убедились, что самый короткий путь, это правильно и вовремя оформленные документы!

На границе с Оманом с нас взяли за визу по 6 долларов с носа (хоть тут-то повезло, в Москве это стоит в два-три раза дороже), продержали еще в течение часа и дали пинок в объятия таможни. Таможне не захотелось рыться в наших вещах сваленных в кучу в глубине микроавтобуса и, пересчитав нас, как петух своих курочек, она любовно махнула рукой в направлении столицы государства, до которой надо было ехать еще около 320 км.

Затратив таким образом около двух с половиной часов на преодоление нейтральной полосы (цветов на которой по Высоцкому в силу суровых климатических условий там нет) мы наконец-то вздохнули свободно и, обогащенные штампами в паспортах на выезд и въезд в пять утра достигли знакомой гостиницы в Маскате, купили один большой номер на всех, расстелили спальные мешки где попало (кому не хватило цивильных постелей) и блаженно проспав часов пять в 10 утра продрали глаза.

Ночь с 23 на 24 ноября 2004 года прошла в дороге в дружеской атмосфере, никаких пограничных инцидентов, как вы уже поняли, не наблюдалось, да и не могло быть, поскольку среди нас был человек с железными нервами. Кирилл, еще в самолете открывший новый спальный сезон, продолжил его в аэропорту, микроавтобусе, на нейтральной полосе и само собой в гостинице. Такое спокойствие благодатно сказалось на всех кроме Димы. Один взгляд на спящего Кирилла снимал всякое желание куда-то идти, что-то делать и вообще суетиться. Один Дима не дремал - статус не позволял, а также врожденное чувство и главный принцип грибника - поисковика метеоритов "…кто рано встает, тому Бог подает". На этот раз мы встали поздно, и Бог нам не подал.

КОФЕЙНЫЙ КОНФУЗ

На фирме, все той же фирме нашлось всего только три машины на четыре экипажа, в то время как водителей среди нас было, хоть отбавляй. Как Дима ни пытался выбить четвертую машину, ничего не получилось. Сошлись на том, что ее пришлют завтра прямо в поле. На том и порешили. Перед этим, правда, пришлось долго проверять комплектацию машин. То подъемника на месте не оказалось, то баллонный ключ пропал или не подходит, то запасное колесо не того размера и т.д. В результате получили разные машины. Как и в первый раз два дизельных пикапа - "Mazda" и один бензиновый "Land Cruiser, Prado". Мне досталась та же самая машина, что и в феврале, но наездившая за прошедшие 9 месяцев еще 40000 км.

Хорошо поработала без меня!

Пока укомплектовывались, прошло много времени. Только к 5 часам пополудни мы выехали из Моската на загрузку продуктами в уже знакомый огромный супермаркет. Процедура закупки продуктов на сей раз носила несколько вольный, я бы сказал вальяжный характер. Дима либеральничал, руководство практически не просматривалось. Слишком много в отряде было опытных поисковиков, в связи с чем в продуктовые тележки клали все. В первую очередь то, что было нужно и во вторую, что хотелось. Наши люди мелькали то там, то сям с тележками и без них. Процесс поиска нужных продуктов затягивался. Все наши тележки, разбросанные по супермаркету, трудно было сосчитать. На выходе их оказалось шесть, а продуктов столько, что еле распределили по экипажам.

Важным приобретением был мангал, без дырок в качестве поддувала, что, как выяснилось, существенно снизило его эффективность. Тонкие длинные четырехгранные нержавеющие шампуры странно сочетались с жесткосваренной и оцинкованной железякой в виде прямоугольного корыта. Никакой фантазии. Даже прилетевший метеорит красивее. Купленная на шашлык баранина имела заграничное подданство - индийское, приятно холодила державшие ее руки и почти двое суток возбуждала неподдельный аппетит. Поддавшись всеобщей вакханалии - сбору в супермаркете продуктов, я выбрал, в конце концов, традиционно легкий китайский спальник приятного зеленого цвета и пять килограммов местной сероватой муки, с надеждой использовать ее на лепешки, которые люблю с первого посещения Средней Азии в бывшем СССР. Уже затемно покинули супермаркет и со средней скоростью 100 км в час с остановкой на ужин в Низве к 12 часам ночи были на месте знакомого схрона. Джокер (GPS) снова не подвел.

Утром 25 ноября выяснилось, что подавляющая часть коллектива (6 человек!) по утрам и вечерам пьет исключительно кофе, причем не быстрорастворимый "Nescafe", который они презрительно и справедливо именовали "не кафе", а только молотый и лучших сортов. Выяснилось не только это. Главный курьез состоял в том, что якобы купленное кофе никак не могли найти ни в одной из машин. После долгих поисков, все пришли к неутешительному выводу. Одну из тележек просто забыли в супермаркете. Не нашли не только кофе. В дефиците оказались и другие важные продукты.

Череда маленьких приключений нашла свое логическое продолжение в кофейном казусе, но до их окончания было еще ох как далеко! Разочарованию любителей хорошего и крепкого кофе не было границ. Кирилл от такого конфуза, похоже, так и не проснулся окончательно. Несколько дней подряд он пребывал в изрядно молчаливом меланхолизме. Дима К., тезка нашего ведущего, напротив, рвал и метал словесные молнии в оставленную в супермаркете тележку с кофе, тем самым, подбадривая себя и товарищей. Но помочь было нечем. Даже запасы схрона не смогли удовлетворить страждущих. Зато с чаем был полный порядок, чем я и пользовался на протяжении всего срока работы экспедиции, лишь изредка употребляя по утрам растворимый кофе с молоком.

Кофейная эпопея на этом не закончилась. По мере продвижения по основной трассе на юг, мы все больше чувствовали приближение второго по величине города Омана - Салала. Когда до Салалы оставалось всего 160 км, терпение лопнуло, и народ общим голосованием отрядил Диму за дополнительным набором продуктов. К вечеру радости не было предела. Привезенный кофе, да еще двух сортов, возбуждал аппетит. Потерянные было рецепторы вкуса, обоняния и естественно, настроения возвращались сами собой.

Попробовав один из сортов привезенного кофе, знатоки (Кирилл и Дима К.) разочарованно чертыхнулись, обозвав его нехорошими словами. Полюбопытствовал и я. Вердикт - кофе сорта "Робуста". Пережаренный, черный, крепкий, но не вкусный. Сварили другой сорт. По вкусу оказался не многим лучше. Пробую снова. Кофе сорта "Либерика". Тоже не подарок. Любимая всеми "Арабика" осталась вне конкуренции и вне нашей видимости. Двум купленным в Салале сортам кофе так и пришлось до конца экспедиции болтаться без всякого дела в машине.

Проблема хорошего кофе в экспедиции так и не была решена. Вот и подумаешь в следующий раз, что важнее для человека в пустыне Омана по утрам. Нет, нет, не шампанское! Упаси боже! Но вот чашечка хорошего вкусного кофе, от которого кровь по сосудам течет чуть быстрее, настоящий утренний стимулятор энергии, направленный на поиск, поиск и еще раз поиск неуловимых метеоритов!

ДОРОГИ В НИКУДА

Весь день 25-го прошел в пустых поисках метеоритов и ожидании машины. В этот день все разъехались по индивидуальным маршрутам. Пикапы уехали сразу, а Дима с водителем Левой на "Прадо" остались ждать новый джип. До обеда мы с АК решили забраться в пустыню подальше от трассы километров на 60, на запад, в сторону Саудовской Аравии, где намечалась перспективная для поисков зона. Езда по бездорожью оказалась медленней, чем ожидалось, метеориты вообще не попадались, настроение падало обратно пропорционально наступающей жаре. Неожиданно появился вполне приличный укатанный грейдер, который совпадал по направлению с нашими желаниями и стрелкой GPS. Съехав на дорогу, мы с комфортом проехали около 10 километров пока она не раздвоилась. Одна дорога пошла на юг, другая - на север. Вот и думай как "витязь на распутье", по какой ехать. Поехали прямо через завалы нефтяных трубопроводов, высоковольтку и другие антропогенные "прелести" каменистой пустыни, до тех пор, пока не поняли, что наше стремление достичь неведомой, но искомой точки, сегодня из-за недостатка времени практически не осуществимо.

Повернули назад, быстро нашли знакомую дорогу и не очень спешно покатили по ней обратно, будучи уверенными, что легко успеем в срок к месту встречи. Все к этому и шло, пока дорога не повернула налево. Через сто метров дорога кончилась. Дальше во всех направлениях расстилалась голая пустыня без видимых и даже воображаемых признаков дороги. Такого подвоха мы никак не ожидали. Столько было надежд на возвращение по этой хорошо укатанной дороге. Она вела строго на восток, где мы встречались с остальными экипажами, прямиком на основную трассу, до которой оставалось еще около 20 км. Нам казалось очевидным продолжение этой дороги и абсолютно не логичным ее отсутствие.

Обескураженные, как два истукана, мы несколько минут простояли как у разбитого корыта. Затем, махнули на все рукой, на оманские дороги в частности и рванули по привычному бездорожью напрямую со скоростью, какую позволяла пересеченная местность и наша "Мазда", проверенная на выживаемость не раз и не два. Конечно, мы все-таки опоздали. Фортуна поиграла с нами в прятки, оставив на будущее весь свой запас удач, который расходовала в течение всего срока экспедиции очень экономно и по делу.

Урок мы получили отменный и впоследствии уже с опаской поглядывали на то, куда ведут дороги, ожидая подвоха. Тем не менее, повторения пройденного избежать не удалось. В один из дней мы выбрали по карте удобный маршрут. Заправившись горючим в поселке Катбит, свернули на второстепенную наезженную трассу вглубь пустыни, надеясь достичь перекрестка, который, судя по карте, обязан был появиться через 25-30 км.

Его никак нельзя было миновать. Проехав более 40 км, перекрестка мы так и не обнаружили. "Крестили" оманские дороги нашим российским лексиконом. Пришлось вернуться и возвращаясь в лагерь, искать метеориты не там где хотелось. Расчлененная глубокими саями, урочищами и вади пустыня, казалось не имеет конца. В бликах садящегося солнца, она как бы затаилась, пряча внутри себя множество песчаных ловушек. Злые, без метеоритов, разочарованные таким "обманом", мы решили больше не доверять никаким дорогам, кроме асфальтированной и единственной трассы, пересекающей всю страну с севера на юг.

Между сказанным и сделанным не один шаг. И нам его пришлось пройти еще раз. В надежде кратчайшим путем выехать на нужную точку мы совершили очередную ошибку. GPS вывел нас на дорогу, которая завела в замкнутую колючей проволокой территорию. Выезд из нее мы нашли в том же месте, где въехали, покатавшись несколько километров по всему периметру. Будущее опытное поле сельскохозяйственной станции было огорожено колючкой со всех сторон от бродячих верблюдов, которым на все запреты наплевать в буквальном смысле слова.

Будни поисков заставили нас проехать по старой дороге. Альтернатива была, но выглядела она на 30-40 км длиннее. Направление дороги точно совпадало со стрелкой GPS. Миновать шоссе не представлялось возможным ни под каким видом. Оставалось проехать каких-то 36 км по давно не езженой разбитой дороге, проложенной грейдером простым способом. Проход ножом туда, затем обратно, а остальное дело машин. Дорогу во многих местах присыпало слоем пыли и тонкозернистого песка. Из-за этого, особенно на подъемах, она представляла большую опасность. Кроме того, пересекая широкую, каменисто-валунную "вади", дорога потерялась. Мы с трудом выбрались из каменного плена, почти пожалев, что выбрали такой маршрут. Но на сей раз все закончилось удачно.

Главный вывод, который напрашивался сам собой - лучше ездить по бездорожью, чем по дорогам, которые в пустынях Омана ведут в никуда! Эффективней и по другой причине. Всегда есть вероятность найти кусочек маленького метеорита или "не маленький" кусочек от большого метеорита. Все эти наблюдения и выводы были сделаны уже потом, а пока еще не закончилась эпопея с четвертой машиной. В этот день джип не пригнали. Фирма обещала прислать джип на следующий день утром. Таким образом, цепь шалостей фортуны, начавшаяся еще в Москве, никак не кончалась. Надо было ее как-то рвать. Кроме того, затянувшаяся невезуха (за два дня метеоритов нашли - кот наплакал, наш экипаж так просто ничего) плохо сказывалась на моральном состоянии коллектива. Казалось бы, должно было помочь заправленное с утра специями мясо, которое к вечеру было готово, даже чересчур готово (жара - есть жара). Под знаком шашлыка, с употреблением горячительного напитка, прошел не только вечер, но и большая часть ночи, что впрочем, как выяснилось на следующий день, ничего в нашей судьбе не изменило.

МАШИНЫ НЕТ, НО ОНА БУДЕТ!

На другой день все снова разъехались, договорившись встретиться на "Сайхе" в пять часов вечера. "Сайх-эль-Ухаймир" представляет собой не что иное, как урочище в пустыне. Я хорошо его помнил, поскольку именно там мы нашли красивый двухкилограммовый метеорит, самый крупный из наших февральских находок. Ехать к этому урочищу можно было разными путями. Один из них длиной около 80 км пролегал по бездорожью и был наиболее перспективный. Другой - сокращал путь с помощью основной трассы в 5 раз и давал возможность поискать метеориты в самом урочище. Умудренные жизненным опытом, мы выбрали второй, довольно быстро добрались до места встречи и часа четыре почти до самого вечера бороздили урочище вдоль и поперек. Кроме нескольких мелких осколков метеоритов ничего не нашли и стали ждать остальных на ночевку. Время шло, но никаких признаков машин не было. Взобравшись на самую высокую точку урочища, мы дозвонились до Димы и узнали кучу неприятностей.

Во-первых, присланная машина "Land Cruiser" оказалась полным блефом, а не полноприводным внедорожником для пустынь. Чуть застряв в песках, тут же выяснилось, что не работает передний привод (фирмачи забыли предупредить). Под нагрузкой не выдержал дифференциал (просто уже был сильно изношен). Скрипя всеми шестернями, джип, по словам Димы, медленно выбирался на трассу (благо не успел далеко от нее уехать).

Оставалось 120 км до ближайшего пункта по ремонту машин в Хайме. Во-вторых, не было мобильной связи с двумя другими машинами и ни одна из них, а время приближалось к пяти часам, еще не появилась на горизонте. Мы получили задание возвращаться на шоссе для стыковки с поврежденным джипом, оставив в урочище сообщение, что встреча переносится в Хайму. В точке с координатами, которые были у всех экипажей, мы поставили деревянный кол и привязали бумагу с сообщением о переносе места встречи в Хайму, в связи с поломкой джипа.

Долго ждать машину на шоссе не пришлось. Грохоча и скрипя всеми агрегатами, горе-джип довольно "резво" приближался к нам со скоростью 40 км в час. Мы вместе почти доехали затемно до Хаймы (оставалось всего 10 км), как вдруг джип окончательно отказался двигаться и даже трогаться с места. Буксировочный трос был в других машинах, и нам ничего не оставалось делать, как убрать джип с трассы, казалось бы, бросив его на произвол судьбы. Никакого произвола в этом не было. Совершенно нормальный поступок, поскольку в Омане никто и ничего чужого не берет. Джип стоял бы до тех пор, пока его не взял бы хозяин.

Но случилось непредвиденно-приятное. Когда мы включили у джипа аварийную сигнализацию и стали вчетвером толкать его вперед, ища наиболее удобный съезд с трассы, рядом притормозил араб на машине типа универсал, в которой кроме кучи багажа и замаскированной в паранджу жены, сидели еще несколько детей мал, мала, меньше. Мужчина тут же предложил свои услуги, достал веревочный буксир и за 30 минут отбуксировал джип до мастерской, где мы смогли поставить джип на долгую, по всей вероятности, стоянку. Пока ставили джип и вежливо благодарили оманца за оказанную услугу, его дети устроили в машине мини-концерт-соревнование, кто заревет громче. Шел одиннадцатый час ночи. Наконец, затренькал мобильник. Дима К. с Альбертом сообщили, что опоздали на встречу в "Сайхе", в темноте нашли и прочли наше сообщение и через час будут у нас. К тому времени мы уже сидели в отеле, в котором отсутствие звезд на фасаде, компенсировалось горячей водой и туалетом в одном месте и кондиционером в другом. Ресторан был рядом, там мы и поужинали, переживая за джип "Прадо", который не подавал никаких признаков жизни. Выяснилось, что ни у кого из нас нет номеров мобильников Кирилла и Леши. Леша - наш гость-профессионал (водитель и поисковик) из Барнаула, друг Игоря, с которым мы ездили в этих местах в феврале.

Кажется, именно Дима предложил узнать номер мобильника Леши у Игоря, позвонив ему в Барнаул. Сказано - сделано. Игорь дал номер, но это не помогло. Мобильник Леши молчал. Связи не было. Видимо джип находился далеко от трассы в пустыне. Наконец, уже в первом часу ночи, ребята отзвонились, сообщив, что через 1,5 часа приедут.

Леша с Кириллом выбрали длинный путь по пустыне и вместо 80 км проехали около 400 км. Потеряли много времени, объезжая дюны и грядовые пески, но все-таки, уже в темноте нашли "Сайх", наше послание, дозвонились и благополучно почти с пустыми баками добрались до Хаймы. Не успев поработать всеми четырьмя экипажами, мы снова оказались перед лицом не запланированных трудностей. Как объяснить фирмачам, что они дали заведомо неисправную и поэтому опасную машину? Как доказать то, что джип был "добит" именно по этой причине? Сколько еще мыкаться, не имея четвертого экипажа? Дима вел по мобильнику напряженные переговоры, иногда по несколько раз в час. В качестве свидетеля привлекли местного автомеханика, который объяснил неисправность джипа по-арабски, точнее неисправимость джипа, и необходимость его замены. Опять обещали прислать новый джип завтра. В который уже раз нас кормят завтраками. За 600 км от Маската гнать уже вторую машину подряд! Кажется, фирмачи либо обнаглели, либо сильно разбогатели, коль позволяют себе такие вольности. Новую "Тойоту" "Land Cruiser" пригнали, как обещали, на другой день 27 ноября. Шел уже четвертый день, а результатов работы как не бывало.

Наконец повезло и нашему экипажу. Почти безрезультатные поиски метеоритов на одном из известных по прошлым поискам мест, вынудили выбрать не стандартный маршрут. Мы двинулись назад в Хайму вдоль трассы, почти ни на что рассчитывая. Скорее расчет строился как всегда на случайность или наш любимый авось.

Метеорит весом 4 кг. 78 гр. спокойно лежал на поверхности почвы, уже не надеясь с кем-либо встретиться и почувствовать тепло человеческих рук. Но эти руки нашлись. Наши руки. Мы назвали метеорит - "Первенец". Демонстрация такой находки вызвала легкие знаки внимания к нашему экипажу. Мы наконец-то положительно оценили количество людей и экипажей экспедиции. При любых встречах наших машин в пустыне, во время общего обеда или в конце рабочего дня на временной точке - базе, случавшихся довольно часто, мы живо обменивались впечатлениями, показывали найденные метеориты, подбадривали друг друга, формируя здоровый конкурентный коллектив. Первый вопрос всегда звучал: "Ну, как?". Пока не везло, ответ нашего экипажа был кратким: "Никак!". "Первенец" стал переломным моментом в поисках метеоритов, настроив нас на более оптимистический лад. С этого момента мы все чаще и чаще радовали коллег другими ответами.

Оптимизм был желателен как воздух. Чтобы поездка для нашего экипажа не оказалась убыточной и трагикомической, надо было собрать: 1) либо много килограммов хондритов (наиболее часто встречающиеся зернистые каменные метеориты); 2) либо мало килограммов, но ахондритов (редко встречающиеся землистые метеориты типа "Луна", "Марс" и т.д.); 3) либо чего-нибудь еще покруче, чего мы и сами не знали, представляя профессионально наименее знающий экипаж экспедиции. С 27 на 28 ноября мы впервые ночевали всеми четырьмя экипажами в пустыне вблизи Хаймы. Это был хороший признак. На этом можно было бы поставить розовую точку в эпопее с машинами, но до конца работ еще оставалось много времени. Дизельные "Мазды", одна из которых была совершенно новой, не ломались, расходовали почти в 2 раза меньше топлива, были неприхотливы, чуть менее проходимы и требовали определенной сноровки в преодолении опасных, присыпанных песком участков пустыни. Внедорожники "Тойота" были более проходимые, но довольно старые, готовые в любой момент доказать это. И доказали.

Заклинило из-за жуткой пыли заднюю дверь у джипа так, что не смогли ее открыть. При осмотре воздухозаборника в нем не оказалось воздушного фильтра!? Другой джип перестал слушаться руля на поворотах и скрипел как не смазанная телега, отчего Леша постоянно вздрагивал и таращил свои и без того всегда широко открытые глаза. Все это случилось, когда пребывание в пустыне перевалило за половину (5 декабря), а близость Индийского океана манила искупаться. До Салалы оставалось около 140 км. Для наших машин и прекрасной трассы это не расстояние. Решили навестить знакомые для многих места и заодно отремонтировать джипы. Согласие фирмы, имевшей авторемонтный филиал в Салале, было получено. В течение 2 часов машины были приведены в порядок, фильтр куплен и поставлен на место. С этих пор никаких проблем с машинами мы не имели, а фортуна окончательно повернулась к нам так, что мы поняли, теперь на нее можно было твердо рассчитывать.

БАССЕЙН

Хайма и сломанный джип остались позади. Дима ведет все четыре экипажа на ночевку в район какого-то загадочного бассейна, о котором нам ничего не известно. Стемнело. В свете фар на скорости 30 км/час слева от меня черный предмет. Торможу, выскакиваю из машины - в руках приличный килограммовый метеорит-хондрит! Пока записали координаты, вырезали этикетку, упаковали метеорит в целлофановый мешочек, остальные экипажи укатили вперед. Стараемся догнать, но выясняется, что дорога на бассейн - не подарок. Много ям, ловушек и мелких вади с песком, в которых приходится включать пониженную передачу на все колеса. Как ни стараемся догнать, не можем. Только видим вдалеке красные точки габаритных огней наших машин, да под самым носом колеи, где они проехали. И на том спасибо, знаем, что не заблудимся, хотя и не имеем координат в навигаторе. Так в течение почти часа гонки приезжаем в район, где в свете фар видны отдельно стоящие деревья. Да здесь точно есть вода!

Встали лагерем недалеко от бассейна и поехали купаться. Бассейн представлял собой два смежных бетонированных резервуара площадью 6х6 метров каждый и глубиной 2 метра, заполняющихся из самоизливающейся скважины. Вода теплая, сероводородная. Похоже, под всей пустыней "Дофар" Омана, артезианские источники сероводородного, полугейзерного типа. Купание в свете фонариков прошло великолепно. Ужин тоже, ну а ночь … Лагерь оказался слишком близко от воды и комары каждому из нас доказали поспешность и ошибочность принятого решения. Вдобавок ко всему наутро выяснилось, что вода бассейнов используется для питья скота, в том числе и верблюдов, в связи с чем, окружающая местность была перенасыщена органическими удобрениями. Одним словом мы искупались почти вместе с местной фауной, так и не увидев ее. Странно, но мы до сих пор еще не видели ни одного верблюда. Только его многочисленные следы.

При возвращении на шоссе, я все-таки застрял в песках, но рядом был экипаж Димы, который вручную вытолкнул меня на простор, где удалось набрать скорость и покинуть опасную зону. Скорость и еще раз скорость, включенный передок и сложные пустынно-песчаные места остаются позади, впрочем, так же как и метеориты, которые глаз на такой скорости не улавливает. Что-то всегда приходится приносить в жертву будущего успеха! О неуспехе думать как-то не хотелось.

НАСТОЯЩИЕ СТРАСТИ ИЛИ "ТУДА - СЮДА - ОБРАТНО"

Четыре экипажа один за другим прибыли засветло на самоизливающуюся скважину-оазис, где мы уже побывали в феврале, но ничего кроме ночевки и утреннего купания увидеть и сделать не успели. Теперь она стала нашей основной базой в районе от Катбита до Дауки (Dawkah), протяженностью около 100 км, где у нас непроизвольно образовались еще две точки (участка), на которых неоднократно ночевали - "Джоба" и "Эвкрит". В районе этих трех участков разгорелись нешуточные страсти, которые можно было бы назвать околомарсианскими, окололунными, но в любом случае не от мира сего. Экипажи сновали между этими участками туда - сюда - обратно, иногда по несколько раз в день. Причиной всему были не стандартные находки ахондритов, причем на долю нашего экипажа пришлась весомая их часть. Мы оказались очень хорошим раздражителем страстей, периодически находя то один, то другой оригинальный метеорит, выполняя поставленную штурманом программу минимум. Однако, все по порядку. Работа вблизи "Оазиса" дала свои положительные результаты. Мы даже нашли приличный хондрит в 300 метров от скважины, где, казалось бы, все было изъезжено вдоль и поперек так, что найти метеорит было просто невозможно. Действительность опрокинула все ожидания и "улов" оказался вполне приличным. Главное же было не в этом. Утреннее и обязательное вечернее купанья под струей теплой воды поднимали тонус. Стали забываться черные дни неудач с машинами и метеоритами. Экипажи все чаще и чаще на традиционный вопрос с удовольствием отвечали: "Есть!". Негласное соревнование между экипажами приобретало формы давно минувших дней. Наконец-то я познакомился воочию с целой массой разнообразных ахондритов с диковинными и красивыми названиями: диогенит (diogenite), эвкрит (eucrite), говардит (howardite) и т.д. Все они вызывали повышенный интерес и всеобщее возбуждение, перераставшее в страсть по мере их появления.

Все началось на участке "Эвкрит", где прежними экспедициями было найдено около десятка небольших одноименных метеоритов. Вся территория в 8 -10 км2 была изъезжена и не на что было надеяться. Тем не менее, Дима К. в первый же день нашел приличный по размерам кусочек, а на другой день вообще огромный для "эвкрита" кусище. Вот тебе и проснувшаяся фортуна. Но всех перещеголял наш начальник. Остановив машину на ночевку, он раскрыл дверь машины, наклонился и почти в полной темноте поднял кусок эвкрита. Равного Диме по ночному поиску метеоритов среди нас так и не нашлось и вряд ли, как мне кажется, найдется. Экипаж Димы К. вновь отличился. В совершенно новом для нас районе он нашел небольшой кусочек метеорита, который, из-за того, что его никто не смог идентифицировать, назвал "джоба". Что-то между "марсом" и неопознанным хондритом. Мы с АК решили навестить этот район, и сразу наткнулись на 1,5 кг этого "джоба"!

Закипели страсти по околомарсианской "джоба". Участок сам собой стал местом паломничества и ночевок экипажей и не напрасно. Кроме "джобы" были найдены маленькие куски ахондритов неясного лунно-марсианского генезиса, судя по всему из редкого метеоритного дождя и два огромных куска расколовшегося хондрита, весом по пуду каждый (предмет гордости Леши и Кирилла).

В свободном поиске недалеко от "Эвкрита" наш экипаж находит большой осколок (около 760 граммов) ахондрита похожего на "луну" или скорее "говардит". Понимаем, что где-то рядом лежит его остальная часть. Ищем, не находим и возвращаемся в лагерь. На полпути нам встречаются опытные Кирилл и Дима К. Они не поверили в наши безрезультатные поиски собрата нашего осколка, развернули свою машину, осмотрели каждый метр поверхности и нашли все-таки его вторую и меньшую часть, тем самым, соединив два осколка в один большой кусок! На этом маленьком участке закипели теперь уже говардитовые страсти. И что бы вы думали? Дима нашел какой-то маленький кусочек чего-то опять непонятного, но завораживающего.

Удачные находки следовали одна за другой. Возбуждение одних передавалось другим по цепочке. Незаметно были съедены почти все продукты. Серьезно пополнить запасы можно было только в Салале. Хлеб давно кончился и я почти каждый день вечером, используя угли костра, пек на сковороде лепешки (чапати). Сначала не было удобной посуды, чтобы месить тесто. Но пустыня подарила находку в виде большой миски, что решило проблему.

Недалеко от участка "Эвкрит" располагалась научно-исследовательская сельскохозяйственная станция "Nejd", с опытными полями, занимавшими большую территорию, огороженную колючей проволокой от верблюдов, в которой мы однажды здорово поплутали. На полях зрели азбузы, зеленели кормовые травы под дождевальными установками, тут и там торчали пока еще низкорослые пальмы, к каждой из которых было подведено капельное орошение. Очень полезные и интересные опыты. Жаль, что не было возможности пообщаться с наукой выращивания сельскохозяйственных культур в таких экстремальных климатических условиях. Приходилось с благодарностью использовать станцию, но не по назначению. Рядом с ней мы нашли арсенал дровяных изделий (доски, бруски, щиты и т.д.), которые шли в костер и в качестве хорошего дорожного покрытия в песках. Буксовать в песках и откапываться пришлось не раз и не два. Доски под колесами исправно выполняли свою роль и больше 1 часа на освобождение из песчаного плена мы нигде не потеряли. Доски все время возили с собой в кузове, устроив в последнюю ночь перед отъездом пионерский костер из всего неприкосновенного запаса всех четырех экипажей.

Приподнятое настроение, отсутствие множества важных продуктов (яиц и кофе, например), близость Индийского океана (всего 140 км), а главное необходимость ремонта машин, о чем Дима с фирмой договорился, вынудили нас 5 декабря галопом поскакать в Салалу, сразу после обеда на "Эвкрите". Отремонтировав машины, мы уже в темноте искупались в теплой воде океана. Обмочить сапоги в океане по Жириновскому не удалось, в виду отсутствия сапог. Но свои совковые сандалии я намочил капитально. Поужинали по-китайски и, загрузившись в очередной раз продуктами, покатили назад. В полночь мы снова были на "Эвкрите". На сей раз, купили новозеландскую баранину, довольно костлявую. Шашлык получился на удивление ароматным и вкусным. Даже кости обглодали начисто.

На следующий день наш экипаж медленно дрейфовал в сторону "Джобы", как вдруг среди каменистой поверхности пустыни прямо по курсу машины показалось что-то черное какой-то необычной формы. В руках все сомнения развеялись. Это был не просто метеорит, а железный метеорит! Он был черный, очень тяжелый (после взвешивания в нем оказалось 912 г), красивой формы в виде наковальни с многочисленными ячейками на поверхности. До сих пор ни одна из экспедиций не находила "железо" в Омане. По одной из версий все железные метеориты собрали наши предки на свои нужды, нам остались крохи, которые, как оказалось, найти не так-то просто.

Снова закипели страсти - железные. Все экипажи бросились искать "железяку", но безуспешно. Мы же, после каждого успешного дня поисков, как правило, день или два впустую боро

См. также:
Рейтинг@Mail.ru
©Использование любых материалов сайта, неукоснительно требует ссылки на Музей истории мироздания.